Get Adobe Flash player
Яндекс.Метрика
Хаски Форум

Курсовая Формирование творческих возможностей - основа развития детской личности

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО

«Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по детской психологии

 

Формирование творческих возможностей – основа развития детской личности

Выполнила:

 

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

Казань 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

 

Глава 1. Особенности развития личности ребёнка в современной

психологии и педагогике.

1.1. Понятие личности…………………………………………………………….5

1.2. Основные факторы развития личности ребёнка……………………………7

 

Глава 2. Развитие личности ребёнка в творческой деятельности.

2.1. Понятие «творчество», «творческие возможности» и

«воображение», как основы творческой деятельности………………………..10

2.2. Условия успешного развития творческих возможностей

ребёнка……………………………………………………………………………12

2.3. Влияние творческой деятельности на развитие личности ребёнка……...14

 

Заключение……………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………….18

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди проблем психологии, педагогики, практики образования и воспитания одной из ведущих и интенсивно исследуемых является проблема становления и развития личности ребёнка. Эта проблема не является новой. Однако переориентация образования и воспитания с авторитарно-догматической на личностно ориентированную модель приводит к необходимости создания образовательных и воспитательных технологий, обеспечивающих реализацию личностных потенциалов ребёнка.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это творческая деятельность. Именно творческая деятельность является уникальным средством развития личности ребёнка.

Приоритетной задачей образования и воспитания является становление творческой личности и создание условий для её развития, а именно формирование творческих возможностей ребёнка.

Цель исследования – определить особенности развития детской личности, посредством формирования творческих возможностей.

Объект исследования – процесс развития детской личности в творческой деятельности.

Предмет исследования – формирование творческих возможностей, как основа развития личности детей.

Гипотеза исследования – личность ребёнка полноценно развивается в творческой деятельности.

Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по вопросу развития личности.

2. Изучить условия формирования творческих возможностей детей.

3. Выявить особенности творческой деятельности, как средства развития личности ребёнка.

Методы исследования: для достижения цели и решения поставленных задач использовались методы аналитического исследования психолого-педагогической литературы, а также эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

 

1.1. Понятие личности.

Что такое личность? На этот вопрос психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

По мнению Немова Р.С. личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение. (7)

Подход Мясищева В.В. Ядро личности, как система её отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. (5)

Подход Ананьева Б.Г., рассматривает личность в единстве четырёх сторон:

- первое: человека как биологического вида;

- второе: онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;

- третье: человека как личности;

- четвёртое: человека как части человечества.(5)

В.С. Мухина считает, что личность по своей феноменологии предполагает развитие человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познаёт себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой, как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идёт через присвоение материальной и духовной культуры человечества. (6)

Так что же такое «личность»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчёркивает наличие в мире  такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остаётся тождественным самому себе, сохраняя определённый онтологический статус.

Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребёнка и взрослого человека; человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека.

Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Как происходит становление личности? Как она развивается, как из «не личности» или «ещё не личности» рождается личность?

 

1.2. Основные факторы развития личности ребёнка

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обуславливаются двумя противоположными взглядами на её развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врождёнными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врождённые внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своём анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и её социальный опыт.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт.

Человеку присуща потребность быть личностью, т.е. быть в максимальной степени представленным в жизнедеятельности других людей, и способность быть личностью – наличие индивидуальных способностей, позволяющих удовлетворить эту потребность. Удовлетворение этой потребности при наличии соответствующих способностей выступает как персонализация индивида. Источником развития и утверждения личности является противоречие между потребностью человека в персонализации и заинтересованностью его окружения принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют его интересам.

В психологии существует множество теорий развития личности ребёнка. Рассмотрим некоторые из них:

Психоаналитическая теория. Данную теорию выдвигали такие виднейшие психологи, как З. Фрейд и Э. Эриксон.

З. Фрейд объяснял развитие личности ребёнка действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения, а Э. Эриксон в своих взглядах на развитие личности придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределённости стадий, которые в своём личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Когнитивная теория. Основоположником этого подхода является американский психолог Д. Келли. Согласно данной теории главный источник развития личности ребёнка – среда, социальное окружение. Эта теория личности подчёркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.

Бихевиористическая или поведенческая теория. Представлена работами американских бихевиористов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Данные психологи в своей теории подчёркивают влияние среды на поведение и развитие детей, пытаются объяснить, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе.

Гуманистическая теория. Основоположниками этой теории являются американские психологи К. Роджерс и А. Маслоу, считавшие главным фактором развития личности устремлённость к будущему, к максимальной самореализации. Характерная черта данной теории – рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию.

И так: все рассмотренные теории взаимодополнительны, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития детей.

Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное детство. Происходит формирование всех компонентов личности, а особенно самооценки. Именно в этом возрасте у ребёнка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.

Основой для развития личности должна стать свобода самореализации ребёнка, которая связана с потребностями и возможностями дошкольников. Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил понимается – свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов её достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше возможностей самореализации представляет творческая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие «творчество», «творческие возможности» и «воображение», как основы творческой деятельности

Очень часто в обыденном сознании творческие возможности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие возможности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие возможности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих возможностей выглядит следующим образом. Творческие возможности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих возможностях, но и о технических творческих возможностях, о математических творческих возможностях, и т.д.

Вся творческая деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.

Что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов, представлений путём переработки предшествующего опыта.

Творческое воображение - это самостоятельное формирование новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. В ходе творческого воображения создаётся неповторимый образ без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Воображение, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления переносом описанных сказочных образов в реальную жизнь ребёнка.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем и творческого.

Подростковый возраст отличается переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. На этом возрастном этапе воображение принимает более критические формы, воплощается в форму мечты как позитивной жизненной перспективы. Творческое воображение в этот период нередко выступает во взрослой форме вдохновения.(6)

Таким образом, значение функции воображения в развитии творческой деятельности велико и необходимо, помогать ребёнку, использовать возможности воображения в развитии его творческого потенциала.

Нужно сказать, что творческий потенциал взрослого человека будет зависеть от того, насколько полно были использованы в детстве его возможности творческого развития.

 

2.2. Условия успешного развития творческих возможностей ребёнка

Психологические и педагогические исследования, а так же практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих возможностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передачи своих чувств.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих возможностей.

Для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих возможностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создавать безопасную психологическую базу для возвращения ребёнка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребёнка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребёнку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и на долго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребёнка.

Как было сказано ранее, основой творческой деятельности является воображение и фантазия. Эти процессы являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от пяти до пятнадцати лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Таким образом, творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

 

2.3. Влияние творческой деятельности на развитие личности ребёнка

Творчество – это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Развитие творчества в дошкольном детстве учёные связывают с развитием личности в целом, подчёркивая его субъективный характер (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.). Известно, что личность ребёнка формируется в дошкольном возрасте, когда он становится субъектом созидательной деятельности. Этот фактор связывается, прежде всего, с интенсивным развитием в этот период воображения, как основы творчества, стремлением к созданию нового.

Воображение тесно связанно с личностью, её развитием. Оно обогащает интересы и личный опыт ребёнка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм. Всё это составляющие личности.

Воображение старших дошкольников приобретает всё более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности, которая способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает его индивидуальный жизненный опыт.  Эти функции обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир.

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх, изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают своё отношение к изображаемому предмету или явлению, свои мысли и чувства.

Личность ребёнка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребёнка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основой психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

Как отмечает Л.Ю.Субботина, воображая игровые ситуации и воплощая их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, честность, чувство юмора, смелость. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока ещё реальных возможностей ребёнка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.(12)

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача взрослого – развивать творческие способности ребёнка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, в частности его художественных возможностей.  Склонность детей к подражанию, помогает им овладевать навыками и умениями, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывает у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формирует критическое мышление, целенаправленность.

В детском творчестве проявляется не объективная, а субъективная новизна конечного результата. В процессе детского творчества происходит не столько создание нового предмета, сколько изменение в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний и умений.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребёнок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как отмечает В.А. Петровский, в процессе творчества преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать не так, как надо, что существенно способствует развитию смелости и свободы детского восприятия и мышления. Всё это развивает фундаментальную потребность быть активным субъектом жизни, познавать и преобразовывать мир. (15)

Таким образом, творческая деятельность способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учёбы ребёнка.

Несомненно, творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребёнка к миру, оценка прекрасного.

Ориентируясь на выше сказанное, можно отметить высокую степень значимости творческой деятельности для развития личности ребёнка и утверждать необходимость и целесообразность формирования у дошкольников творческих возможностей.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе была изучена психолого-педагогическая литература по данному вопросу, проанализирована возможность творческой деятельности для развития личности ребёнка. Кроме того, нами были выявлены особенности формирования творческих возможностей, как основы развития личности ребёнка.

Творческая деятельность проходит яркой нитью, через всё дошкольное детство и делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее.  Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальную способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. В какой степени оно будет сформировано у наших детей, во многом зависит от нашего внимания к развитию творческих возможностей, умения их стимулировать.

При этом важно вызвать интерес детей к окружающему миру, стремление понять его, увлечь ребёнка самим процессом творчества.

Отметим, что изученная тема актуальна всегда, так как всегда есть дети, и проблемы их развития волнуют родителей и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб  «Питер», 2008.

2.       Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2003.

3.       Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу (Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

4.       Куревина О.А.Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

5.       Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия-2е издание. СПб «Питер», 2009.

6.       Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва. Издательство: Академия, 2009.

7.       Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. : Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

8.       Немов Р.С. Психология кн. 2. М.: издательство ВЛАДОС, 2005.

9.       Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М.: Педагогика, 1992.

10.     Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник – М., Российское педагогическое агентство, 1996.

11.     Петровский А.В. Психология формирования и развития личности М.: Просвещение, 1981.

12.     Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

13.     Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1999.

14.     Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.

15.     Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// вопросы психологии, 1987 № 1.