Реферат Подход к психическому развитию в гуманистической психологии
Реферат по возрастной психологии
Подход к психическому развитию в гуманистической психологии.
Введение.
1. Понятие о гуманистической психологии.
2. Теории психического развития личности различных представителей гуманистической психологии.
Заключение.
Литература.
Введение.
Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования процесса формирования личности детей, обогатило детскую психологию многими важными фактами. Но этот подход игнорировал изучение таких важных фактов, как качественное своеобразие личности каждого ребёнка, возможность сознательно и целенаправленно развивать определённые стороны «образа «Я» и стороны взаимоотношения с окружающими. Вызвала возражения учёных и идея психоанализа о том, что развитие личности ребёнка останавливается уже в дошкольном возрасте, так как исследования показали, что становление личности – это процесс, который происходит в течении всей жизни.
Не был признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихивиористического направления. Эти работы, сосредотачиваясь на изучении «ролевого поведения» игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности.
Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к возникновению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии.
1. Понятие о гуманистической психологии.
Гуманистическая психология – ряд направлений в современной психологии, которые ориентированны, прежде всего, на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество. Любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.
Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:
1. Человек целостен;
2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;
3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;
4. Человеческая жизнь – единый процесс;
5. Человек открыт к самореализации;
6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.
На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.
Направление гуманистической психологии, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Его основателем был Гордон Олпорт.
2. Теории психического развития личности различных представителей гуманистической психологии.
Гордон Олпорт рассматривал созданную им концепцию личности как альтернативную механизацию поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитического, подчёркивая необходимость разработки третьего пути, третьего направления в психологии личности. Таким направлением и стала, по его мысли, гуманистическая психология.
Одним из главных постулатов теории Олпорта, было положение о том, что личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что личность – это открытая система, он как бы подчёркивал значение окружающего для её развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт утверждал, что это общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, но к взаимообщению, взаимодействию.
Олпорт утверждал, что любой человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей которые Олпорт называл – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врождёнными, генотипическими, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. представляют собой фенотипические образования. Набор этих черт и составляет ядро личности, придаёт ей уникальность и неповторимость.
Хотя основные черты и являются врождёнными, они могут видоизменяться, развиваться в процессе жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних качеств личности и тормозит развитие других. Таким образом, постепенно и формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта было и положение об автономности этих черт, которая также развивается со временем. У ребёнка ещё нет этой автономности, так как его черты ещё неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, и даёт ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.
Особенно большое внимание на проблему развития личности обращал Абрахам Маслоу. Одной из главных его идей была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренённость в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.
Так же Маслоу считал, что самое ценное в психике – «её Самость», её стремление к саморазвитию – нельзя описать и понять с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость личности.
Маслоу считал, что каждый человек рождается с определённым набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает её рост, приводит к неврозам.
Таким образом, общество необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. В тоже время общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от её сути, от её индивидуальности, делает её конформной.
В тоже время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит её в оппозицию к окружающему и так же лишает возможности самоактуализироваться. Поэтому в своём развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальными Маслоу считал индентификацию во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход даст возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в тоже время оставаться самим собой.
Одно из наиболее значительных открытий Маслоу – исследование самоактуализации, которое стало одним из центральных понятий гуманистической психологии. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определённая иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
Физиологические потребности – пища, вода, сон и т.д.; потребность в безопасности – стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; потребность в уважении – самоуважении, признание; потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить своё поведение исходя из неё. При этом самоактуализация – не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца. Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношения человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации.
Теоретические положения Олпорта и Маслоу были применены к анализу процесса формирования личности ребёнка Карлом Роджерсом.
В своей теории личности Роджерс выделил определённую систему понятий, которые характеризуют представления людей о себе, о своих близких. Эта же система используется и в терапии, помогающей человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности была центральной для Роджерса. Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл феноменальным полем, уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает, что информация, сообщаемая ребёнком другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознаёт в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознаёт реальность, либо не говорит о том, что он реально хочет сделать или о чём думает. Это вызывает рост напряжённости, тревожности, и в конечном итоге невротизацию личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, Роджерс соединил в ней идею конгруэнтности с самоактуаизацией, так как их нарушение ведёт к неврозу и отклонениям в развитии личности.
Говоря о структуре «Я», Роджерс пришёл к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его Хамость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, её «Я».
Заключение.
Оценивая гуманистические теории детского развития, необходимо отметить, что в них впервые было обращено внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. В работах учёных этой школы исследовались позитивные достижения личного опыта, были раскрыты механизмы формирования личности и пути для саморазвития и самосовершенствования детей.
Литература.
- О.Н. Карпухина, Ю.Е Крайнова «Краткий курс по психологии»: учебное пособие – М.: Издательство «Окей-книга», 2008
- Р.С. Немов «Психология» Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
- Т. Марцинковская «История детской психологии» www.gumer.info/bibliotek Buks/psihol/marc ist/13.php
- «Википедия» ru.wikipedia.org
- А.Б. Орлов «Психология личности и сущности человека» http://www.koob.ru/orlov_aleks/psihol_lich_i_such_chel
- Б. Мещеряков, В. Зинченко «Большой психологический словарь»
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/04.php
- «Fhe person» – независимый психологический журнал