Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша
Автор: Камардина Т.Г.
Консультация для воспитателей
«Давайте вместе поиграем» - методические советы
по использованию дидактических игр
с блоками Дьенеша и логическими фигурами
Цель:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию.
Ход консультации
1. Теоретическая часть:
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Во многом этому способствовали книги "Давайте поиграем" (под редакцией А.А.Столяра. - М., 1991, 1996), а также "Логика и математика для дошкольников" (под редакцией З.А.Михайловой - СПб, 1996, 2000), где дана система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:
- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- Развития творческих способностей.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
• формой,
• цветом,
• размером,
• толщиной.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.
Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не наставлял, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».
2. Примерные варианты игр с блоками Дьенеша
«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…
Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.
Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!
«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК»
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.
1 вариант
Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя раз¬личные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока-зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойств блоков. Например, ведущий спрашивает:
- Клад под синим блоком?
- Нет, — отвечает ребенок.
- Под желтым?
- Нет.
- Под красным?
- Да.
- Под большим?
- Да.
- Под круглым?
- Да.
Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.
2 вариант
Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.
Есть игры и упражнения с блоками, которые предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей уме¬ния разбивать множества на классы по совместимым свойст¬вам, развить умение производить логические операции «не», «и», «или», умения с помощью этих операций строить правиль¬ные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
«ЗАГАДКИ БЕЗ СЛОВ»
Игра поможет ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Например, на занятии – путешествии дети попали к домику фокусника. Надо сначала расколдовать его, а потом постучаться. Например: «Первая фигурка должна быть треугольной, желтой, маленькой и толстой. А вот вторая – круглая, красная, не толстая и не маленькая. Значит, мы будем искать красный, большой, тонкий круг».
«ПОСТРОЙ ЗАМОК»
Предлагается чертёж замка. Анализируя данный чертёж, нужно подобрать нужные фигуры и построить замок.
«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»
Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
Ход игры:
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогут детям разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности!
3. Практическая часть:
В конце консультации воспитателям предлагаются контрольные вопросы («обратная связь») для выяснения, насколько ими усвоен данный материал.
1. Что представляют собой логические блоки Дьенеша?
2. Развитию, каких мыслительных операций способствуют игры с блоками Дьенеша?
3. Развитию, каких познавательных процессов способствуют игры с блоками Дьенеша?
4. Приведите пример игры на развитие умения классифицировать предметы по 3 признакам.
5. Приведите пример игры на закрепление у детей младшей группы знаний о геометрических формах (цвете)
6. Приведите пример игры на кодирование (декодирование) информации.